Храм царицы Хатшепсут

У подножия скал Дейр-эль-Бахри стоит заупокойный храм царицы Хатшепсут. Данный комплекс отличается от знаменитый храмов египетских владык. Архитектура и расположение необычны, впрочем, как само появление женщины-фараона.

Джесер джесеру — так Хатшепсут именует храм, — расположился в большом отдалении от сооружений остальных правителей, в глуби фиванского некрополя. Хатшепсут не нарушала традиций, — на границе пустыни и земли орошаемой возведен гигантский пилон, оттуда шла процессионная дорога к храму. Данный путь, шириною 37 метров, с двух сторон охранялся сфинксами, созданными из песчаника, яркими красками. Перед храмом разбит сад деревьев и кустарников из загадочной страны под названием Пунт. Тут вырыты два озера, причем Т-образной формы. Храм — поистине чудо инженерной мысли египтян. Четко вырубленный в скалах, состоял из 3-х террас, одна над другой. На них находился открытый двор, помещения с колоннами и в толщу скалы уходившие святилища. Ярусы храма соединены пандусами — специальными дорогами, которые заменяли лестницы и разбивали террасы на две части.

Храм царицы Хатшепсут

Распределение рельефов во многом отражает на стенах храма мироощущение древних египтян. На стенах в южной части портика изображена доставка самих обелисков, в Верхнем Египте высекавшихся и предназначавшихся в Карнаке для комплекса Амона. На стенах портика северного — сцены, происходит действие которых в тростниковых зарослях. Идея единства земель встречается на перилах пандуса, который соединяет вторую и третью храмовые террасы. Нижние основания лестниц украшены гигантской коброй, хвост которой по верхней части перила поднимался вверх. Над головой ее, олицетворявшей богиню Уаджет, есть изображение Хора, божества Верхнего Египта.

Рельефы первого яруса посвящены объединенным землям египетским, а вот композиции второй террасы говорят о правителе, зависели от которого стабильность и процветание территорий. Центральным сюжетом рельефов была божественная теогамия — рождение Хатшепсут.

Композиция южного портика на втором ярусе повествует об экспедиции в Пунт. По официальным хроникам, снаряженная экспедиция Хатшепсут была так представительна, что жители, увидев силу флота и войска, признали сразу себя вассалами. На рельефах храма представлены подробности данной кампании. Художники детально отобразили флот Хатшепсут, ландшафт Пунта. Здесь представлены царь с  царицей Пунта, приносящие Хатшепсут дары, включавшие шкуры животных, породы деревьев, притирания, благовония, золото, невольников.

Верхняя часть посвящена богам, дарующим жизнь египетской земле, правителю. Вокруг третьей террасы лежат святилища Ра и Тутмоса I с Яхмес.

Раз в год святилище Амона становится центром праздника Долины. Рельефы, повествующие о празднике, занимают часть стен двора. Зачастую росписи фиванских гробниц связаны с данным торжеством, когда фиванцы приходили к умершим родственникам, им в жертву приносили цветы, вино, фрукты, проводили в гостях предков целый день, празднуя прибытие Амона.

После смерти Хатшепсут престол египетский вернулся к Тутмосу III. По приказу царя переписаны официальные хроники, было заменено имя царицы на имена правителя и предшественников; деяния и памятники стали приписываться преемнику Хатшепсут.

Благодаря стараниям реставраторов, сегодня храм обрел третью террасу, сверху вниз на современных туристов глядят осирические пилястры Хатшепсут.