Луксорский храм

Луксорский храм, который посвящен, подобно комплексу в Карнаке, великим божествам Амону-Ра, Мут, сыну Хонсу даже сегодня потрясает путешественника изяществом колоннад и грандиозностью колоссов. Царица Хатшепсут и преемник Тутмос III здесь воздвигли небольшое святилище, посещаемое священными ладьями со статуями божеств фиванских во время праздника Опет. Через двести лет при Аменхотепе III святилище расширено под руководством архитектора Аменхотепа. Отныне проходили в храм через вестибюль с 32 колоннами в виде связок папируса, который соединялся с открытым двором, обнесенным портиками, у которых колонны имитировали пучки тростника, так сказать, геральдического растения Египта. А в глубине вестибюля расположился вход в святилище, куда проникали по традиции через несколько культовых помещений. Далее к северной части примыкала прецессионная колоннада. 14 окаменевших колонн папируса, увенчанных распустившимися цветами — возносятся капителями на высоту в 20 метров, будто вонзаются в небо. Новый храм получает название Ипет Ресет Амон.

Луксорский храм

В период правления Рамсеса II был выстроен перед храмом новый пилон с двором, который окружен 74 колоннами, а между ними стояли статуи фараона.

Перед пилоном поставлены 6 колоссов Рамсеса II, у которых удачное расположение показывает внимание зодчего к самой декорировке фасада: 2 средние статуи выполнены из гранита черного цвета и представляли сидящего фараона, 4 остальные — по 2 около каждого края пилона — выполнены из гранита розового, изображали стоящего Рамсеса. Композицию подытоживали 2 огромных обелиска, из которых один был вывезен в XIX веке из Египта, сейчас находится в Париже на площади Согласия. В Луксоре строительными работами руководил зодчий по имени Бакенхонсу.

Среди коридоров/залов, богато отделанных рельефами, еще кое-где сохранившими первоначальную раскраску, интерес вызывает маммизи — специальное помещение, в котором на стенах запечатлена легенда рождения фараонов от божественного брака цариц и Амона-Ра.

От могучего пилона аллея сфинксов вела в древности к Карнаку. Данная аллея вскоре разделилась на 2; правая сворачивала прямиком к храму Мут, левая дотягивалась до храма Хонсу. Луксор в итоге оказывался включенным в целый комплекс Карнакских святилищ, которые за счет связывающих аллей каменных стражей и сейчас производят небывалое впечатление гигантского архитектурного ансамбля.

В наши дни храм «зажат» со всех сторон современным городом, магазинчиками, гостиницами, однако святилище древних богов потрясает вновь и вновь воображение совершенством пропорций и грандиозностью, внутренней гармонией, каким-то неземным спокойствием. Его колоссальные колонны, фигуры царей, таинственные иероглифы, в камне… Это все достойной пристального внимания каждого туриста.